Передумал умирать за вас…(нічний Таймс)

04.03.2014

 Автор: Сергей Воронцов

 

 

69658_orРовно год назад . Действительно, день в день,что поразило меня самого, я закончил первую работу над пьесой  про великого буковинца Вильгельма Райха.Называется пьеса “Передумал умирать за вас…” По договоренности с режиссором Олегом Мельничуком(постановщиком “Песок из урн” Целана). Работа показалась мне сыроватой и еще через пару недель я про нее забыл.  Я не спешил) Да и Мельничук не спешил))) И вот по стечению нескольких обстоятельств  я вспомнил о ней. И сейчас публикую середину пьесы, в общем-то сердце пьесы.  Вильгельм Райх, про которого я  уже делал несколько публикаций – человек счстливой и трагической судьбы(по всей видимости только так и бывает), пытался открыть почему с виду нормальные люди в некоторых ситуациях оказываются глубоко ненормальными: спососбными на убийство, на жестокость, га глупое тягостное существование и т. п. Узнать это – стало страстью его жизни. Вильгельм Райх пережил две мировые войны, его книги дважды сжигали(в нацистской Германии и демократической Америке). Его книгами бросали с баррикад. Его считали великим ученым, но он умер в тюрьме, в стране считающейся одной из самых свободных(где, однако, не хватило воздуха бывшему буковинцу). 

Я хотел сделать какие-то подводки к тексту, краткое содержание пред. серий и т.д.), но посчитал что отрывок самодостаточен. Все таки несколько пояснений. Главные герои: врач Райх и МАленький человек(человек из народа, толпы). Они судятся.  Все ассоциации с теперешним временем (которые могут возникнуть) лично ваши. Каждый увидит свое, теперь я в этом уверен))) Писал этот текст год назад.  Текст:

Действие три

(сцена1)

 Вильгельм  прогуливается по улице. Рядом с ним прогуливаются обычные люди. Из окон города несется приятная музыка, вдруг один из людей снимает пальто и переворачивает его наизнанку, одевает одежду вновь. На пальто с внутренней стороны видна свастика.  Еще один человек следует его примеру. И у него тоже есть свастика. Следом за ним все выворачивают свою одежду наизнанку и у всех с внутренней стороны свастика. Прогулка продолжается, Но теперь без свастики, в обычной одежде, прогуливается только один Вильгельм.  Из окон вместо приятной музыки начинает играть фашистский  марш. Через какое то время Вильгельма замечают, вокруг него скапливаются гуляющие. Начинается недовольный ропот: «Посмотрите, посмотрите на него. Он какой-то другой. Кто он? Наверное, враг? Иначе почему он позволяет себе быть другим?»

  Раздается уверенный голос «Пропустите, пропустите,  я депутат верховного рейхстага». Выходит маленький человек: смотрит на Райха и кричит: «Да он красный, он жид. Разве вы не видите!» Люди вокруг поддерживают маленького человека. Ропщут: «он красный, он жид». Райх спокойно и твердо: «Я такой же обычный человек, как и вы». Маленький человек: «Вы лжете. Сейчас мы откроем ваше истинное лицо. Я  вижу по вашей улыбке, что вы враг! Срывайте с него личину, ребята. Посмотрим, что она скрывает!»».  Толпа набрасывается на Вильгельма и срывает с него пальто. Под ним белый врачебный халат. Маленький человек кричит: « Ложь! Это маскировка!» Люди накидываются на Райха вновь. Возня. Они расступаются. Вильгельм стоит в костюме белого клоуна Пьеро. Фашистский марш затихает.

(сцена2)

Суд

 

Судья   

 Вильгельм Райх,  в своей книге вы утверждаете, что никакого Гитлера не было. И Сталина не было. Что я расцениваю либо как злостный умысел, либо, как паранойю.  Вы говорите, что всему виной маленький человек. Он производит тиранов по своему вкусу, а их имена лишь дело случая.. И маленький человек не может жить без гитлера. Вы пишете, что мы, американцы, победители фашизма,  точно так же склонны к фашизму, как и немцы или итальянцы. Прошу свидетелей обвинения.

 

 Выходит маленький человек с американскими наградами на груди:

Нам не нужно искать компрометирующие доказательства для того, чтобы обвинить Вильгельма  Райха. Он оскорбляет  борцов с фашизмом, американских героев-ветеранов в своих работах, интервью и письмах. Везде, где ему вздумается.  Я же почувствовал это на себе лично.:

Было дождливое воскресенье. Я сидел в баре и потягивал свой хайбол, я только что вернулся с войны и рассказывал официанту и посетителям бара про  японцев, похожих на отвратительного вида обезьян, которых (с нажимом) мы победили. Я рассказывал о славной победе на Западном берегу. ( Увлеченно, обращаясь к суду и Райху   говорит) “Знаете, что мы делали с джапами на Западном Берегу? Мы перевешали их всех до последнего. Но очень медленно, слегка затягивая петлю каждые пять минут… очень медленно... вот так…”. (делает медленное движение руками, как бы затягивая петлю, в глазах появляется сладостное удовольствие)

(Гордо)Мне почти аплодировали в баре. Официант угощал за счет заведения. И тут подошел этот господин, (указывает пальцем на Райха) и раздраженно говорит: «А держал ли ты когда-нибудь на руках японского младенца, маленький американский  патриот? Нет? Ты и дальше веками будешь вешать японских шпионов и американских летчиков, афганских моджахедов, русских крестьянок,  польских офицеров, английских анархистов, греческих коммунистов. Ты будешь расстреливать их, казнить на электрическом стуле, удушать в газовых камерах, но это ни в малейшей степени не вылечит ни твой запор в кишках и мозгах, ни твою неспособность любить, ни ревматизм, ни психические расстройства. Никакое количество расстрелянных и повешенных не вытащит тебя из дерьмавечной твоей обители».

Я не понял, что он имеет в виду.  Но я действительно мучаюсь запорами. И этому господину непозволительно смеяться над моим здоровьем и над моими словами.

 Райх на скамье подсудимых довольно щелкает пальцами и про себя говорит: Все же ясно, дело выиграно.

 Судья   

 Достаточно. Итак, борцы с фашистами в дерьме, раздражительный господин Райх. И только вы в белом костюме. Меня это не устраивает. Тут надо разобраться серьезно. Если вы не сумашедший, какие ваши доказательства?

 Райх: Доказательства? Но это же очевидно.

 Судья маленькому человеку: Господин ветеран, скажите, вы считаете себя фашистом? Сочувствуете фашистской идеологии?

 Маленький человек: .меня оскорбляет это вопрос. Я  боролся с фашизмом, я боролся с япошками

 Судья Райху. Очевидно другое, господин Райх.. Вы лжец, который не может предъявить доказательства.

 Райх(со вздохом): Ну хорошо. Дайте мне белый халат.

 Встает со скамьи подсудимых. Одевает халат. Останавливается возле маленького человека. Обнимает его и прижавшись долго стоит закрів глаза, будто вслушиваясь. Пауза.  

 Подходит к судье. Обнимает его также. Тоже пауза.

 

Райх поворачивается к залу и говорит:

     defghjkfaultЯ хочу вам рассказать об ужасной трагедии, которая случилась с людьми на земле. Трагедия в том, что никто из нас не знает – кто он. В Вене, где прошла моя голодная молодость, мне пришлось жить в одной квартире с приятелями. Мы были так бедны, что даже когда я отрезал  хлеб, то тщательно собирал крошки. Один из этих моих друзей, человек исполнительный и честный, каждый день отправлялся на работу, где за мизерную плату растрачивал драгоценное время своей жизни. Он был немцем, который приехал со славянских окраин. Великий немецкий мир от Черновиц до Триеста рухнул. И у него не стало родины. Он ненавидел тех, кто разрушил его родину. Но никак не мог понять, кто ее разрушил. Мой друг плохо одевался. У него не было подруги. Когда вы бедны, когда в вас сереет  жизнь,  и вас тайно оккупирует занудство, то женщины начинают смотреть не на, а сквозь вас. Науке неизвестно, как они догадываются. Даже не приближаясь. Но это всегда безошибочно. Мой друг ходил ссутулившись. И, понятно, ему хотелось другой жизни, ему хотелось выйти из под пяты начальства, хотелось интересного дела, но он даже боялся подумать о том, чтобы уйти, остаться на улице. Что-то резко поменять в своей жизни. Ему казалось, что он неоценен по достоинству. И хотел справедливости. Но…

Вдруг с какого-то времени я стал замечать, что он приободрился, он начал смелей говорить, пропадать вечерами. Он стал жестче, но жизнь его не изменилась ни на йоту. Он по-прежнему ходил на ту же работу и был так же беден. Почему же его глаза заблестели? Однажды я нечаянно отвернул лацкан его пиджака и увидел фашистский знак- свастику. Мой друг всего лишь  хотел справедливости. Он хотел наказать своих обидчиков. Но сам он не захотел быть другим(тут акценты). Он не знал, что такое фашизм. Но он стал фашистом.  Никто не знает кто он, вот в чем дело. Мой друг был фашистом, но не знал об этом.

 

Маленький человек: на моем лацкане нет фашистской свастики. На нем боевые награды.

 

painting_b_bigРайх: (с сожалением) вы неправильно мыслите, маленький мой. Дело не в форме значка,  а в самом значке. Да и не совсем в значке.  Хотите я расскажу вам о вашей жизни. Вы жили так: ходили, скучая на работу. Прежде всего так. Ненавидели своего начальника, но никогда не могли с ним поговорить, защитить свои права. Огрызались  за глаза, но всегда делали только то, что хотел он.  И так же, вы точно знали, что на внимание некоторых девушек рассчитывать вы не сможете. И на какую-то должность также. Вы жили так как мой старый  друг в Вене, про которого я вам рассказал.  В этом проблема, мой маленький. Вы жили одинаково. А какие значки носить — не так уж важно.

 

Судья: потрясающее обвинение, господин Райх. Вы продолжаете меня удивлять. Вы обвиняете человека в том, что ему мало платили, Но он, в силу долга, все же ходил на работу и честно выполнял свои обязанности. Просто потрясающе. Продолжайте, в чем вы еще обвиняете этого человека.

 

Райх: вы неправильно поняли, я обвиняю его в том, что он ходил на работу, которую не любил.  Кроме того, он интересуется журналами. Это важно!!! Например, вон тем, то он оставил на стуле, там, кажется, вижу лицо Мерилин Монро на обложке.  Какого цвета, кстати, белье у Мерилин? Проверим вашу память, мой маленький

 

Маленький человек (уверенно): розовое шелковое

 

Райх: Продолжим экзамен. А кто такой Кеплер?

 

Маленький человек: (глумясь, усмехаясь) тот альфонс, что рядом с Монро??? Я не дочитал.

 

 Райх: Это еще не все, господин судья. Бьюсь о заклад, он еще знает многое про гомосекусалистов, которые захватили ведущие позиции там-то и там-то. Про любовниц великих людей. Ему приносит это удовольствие.

 

 Судья: ( с насмешкой) Что еще?

Райх:  Он слушает коммерческие объявления, рекламирующие средства от простуды,  крем для обуви, дезодорант и т.д. Он смотрит политические шоу.  И даже не подозревает о крайней глупости, отвратительном вкусе тех, кто выдумывает все это. Они рассчитывают на тебя, маленький,  и всегда остаются в прибыли. Он слушает пошлые  юмористические передачи, где шутят над ним. Над ним, над собой и над всем этим жалким миром…     

 Судья: продолжайте, продолжайте свою огненную речь  

 painting_dfghk_bigРайх: Вы хотите продолжения? Еще этот человек мечтал о спальном гарнитуре, точно таком, как в каталоге. Там где на этой красивой постели сидела не менее роскошная девушка. Еще он мечтал  о приличном выходном костюме. Он хотел, в конце-концов, чтоб жена слушала, что он говорит, вовремя готовила обед, ласково встречала с работы. Чтоб она смотрела на него, как на маленького, малюсенького, но Бога.  Он ненавидел своего босса,  но, иногда, перед сном, где-то в голове мелькала картинка где вместо босса,  в отличном смокинге , где-то на мероприятии, так же изящен, остроумен, как он. Он так жил.

   

Судья: Прекрасно, прекрасно, Вильгельм Райх. Это, по всей видимости, вершина ваших обвинений??

 

Райх: (гордо)Да.

 

 Судья:  я, пожалуй, правильно  подозреваю, что вы безумны. Ведь все это можно предъявить миллионам людей. Люди просто ТАК живут.

 

 Райх: (волнуясь)вы опять не поняли. Дело не в том, как они живут. Это всего лишь внешние приметы. Они виновны в самой страшной вине. Они путают счастье и самодовольство. Они борются за самодовольство. И не знают счастья. Нет более страшного обвинения на земле. Более страшной вины! Они отвернулись от счастья. И, да, я смотрел, как они не уважают себя, как они сплетничают, как они верят любой рекламке, любой политической сплетне, как они мечтают про шелковое розовое белье, смотрел с улыбкой, со снисхождением. Пока не увидел восстания этих серых мышей и обезьян. Пока не услышал как последние люмпены, бродяги, замерзающие извозчики, бедные чиновники кричат: «Да здравствует Адольф Гитлер». Но я запомнил, в отличие от вас, не то, что славили какого-то Гитлера. Да, плевать кого там славят. А ту интонацию с которой его славили. (болезненно, как-бы жалуясь)Она навечно осталась в моей памяти! Так вот, эту интонацию я слышу везде, во всех странах, я слышу от немцев, американцев, русских, и от евреев. И никакой разницы. Эта интонация меня преследует! Она меня мучает! Меняются те, кого славят. Но те, КТО прославляет, остаются такими же. Вот в чем трагедия, вот в чем болезнь. И тогда я решил изучить их повадки, чтоб со временем вывести это племя с Земли. Потому что я – врач Земли!!!

 

Судья: вы изучили повадки людей, господин Райх. Просто людей.

 

Райх: хорошо. Давайте так, у меня есть верная методика разоблачения. Сейчас этот господин (указывает на маленького человека) пройдет через сеанс искренности. Я его загипнотизирую. На какие-то минуты, он забудет, что он ветеран. И тогда вскроется его второе лицо. (к маленькому человеку). Будьте же искренни до конца. Ну, ради науки. Ну!

 Маленький человек снимает китель с наградами, выворачивает его наизнанку. На одном из рукавов свастика. Он становится точно посередине между судьей и Райхом, и одевает вывернутый китель так, чтоб рукав со свастикой был в сторону Райха, судья видит другой рукав без свастики.

 Райх (победоносно): теперь вы видите?

 Судья: Да.

 Райх: видите свастику

 Судья: вы сошли с ума. Это обычный человек. Никакой свастики.

 Райх: (потрясен). Ну вот же!

 Судья: Вы ошибаетесь господин Райх.

 Райх:  как говорить с этими людьми, которые отказываются признать очевидное?

 Маленький человек (опять выворачивает китель) как-бы приходя в себя: А кто такой Кеплер?

 Райх: Тот, кто открыл, в каком мире ты живешь.

 ( устало снимает белый халат и отбрасывает его)

 

 

 

Використано самодіяльний живопис Райха

Бонус: кліп Кейт Буш , де використано історія з життя Райха. Він вважав, що за допомогою спеціальних труб спрямованих у небо можна разганяти хмари і навпаки викликати дощ. До речі, ці пристрої, які будував Райх, подекуди нагадували звязані трембіти)))

 

Коментарі
  • …Меняются те, кого славят. Но те, КТО прославляет, остаются такими же. Вот в чем трагедия, вот в чем болезнь. И тогда я решил изучить их повадки, чтоб со временем вывести это племя с Земли…

    Может все таки попробовать вылечить ?

  • Хорошая вещь. Так оно и есть. Быть человеком трудно, надо думать,
    сдерживать себя. Побеждают звериные инстинкты.
    Метастазы глубоки. Но последний день Помпеи
    нам напоминает кое о чём.

  • Быть человеком не настолько трудно. Трудно быть богом сказав:

    Быть человеком не настолько трудно. Главное видеть в другом человеке человека и порицать не его преступную человеческую природу, а конкретные проступки. Природа – она и впрямь зачастую со свастикой на одном рукаве и с крестом, полумесяцем на другой. Но, блин, как это не
    банально, а все-таки стоит вспомнить, что Бог любит человека, несмотря на то, что порицает, отрицает, наказует зло исходящее от него. Так давайте, хотя бы немного уподобляться эталонному образцу, а сами отфильтровывать левые мысли и поступки.
    Относительно Мерлин Монро. Большинство и впрямь не разглядели и в ней ничего кроме цвета блонд и предполагаемо розового белья. Несчастная, в чем-то, как мне кажется женщина, девочка, в детстве смотревшая на фотографию Кларка Гейбла и всю жизнь искавшая однажды нарисованный идеал мужчины. И РАЗРЫВАВШАЯСЯ, разбивавшаяся на куски от нестыковки между миром вымысла и реальностью.

  • Как вы правильно поняли Мерлин Монро! У меня
    всегда в глубине души была жалость к ней.
    Толпа не стоит того, чтобы быть идолом для неё.
    Бог любит всех и в этом наше спасение, а кто б ещё
    любил нас ни за что раз и навсегда.
    Такое впечатление, что наша страна платит за
    грехи своих предков. А этот несчастный Янукович,
    сирота с детства, расплатился за всех предыдущих
    президентов Украины. Конечно , он не отдавал приказа стрелять, он нерешительный человек.
    21 февраля в присутствии стран Европы он практически отказался от власти. А теперь он в розыске. Это зачем?

  • Быть человеком не настолько трудно. Трудно быть богом сказав:

    “Если для сцены – играть должны очень талантливые
    эмоционально и живо.”

    А если для чата – то писать тоже должны талантливые и адекватные – конкретно и живо, а не мыслью доктора Земли и Космоса (Лени?) по древу расползаться. Господа (или товарищи?), вы ведь вместо, чтобы писАть пИсаете. Повторяющиеся периоды – вполне понятны, но о чем вы баете и куда ваше баянье привинтить не поймешь. Либо талдычите сотню раз ко дню, то на что давно уже даны ответы.

  • Вы правы : не каждому дано понять, тем более
    тому, кто писает и талдычит в своих комментариях.

  • “Никакое количество расстрелянных…. не вытащит тебя из дерьма- вечной твоей обители.”
    “Всему виной маленький человек. Он производит
    тиранов по своему вкусу.”- Слова заставляют
    задуматься.

  • Залишити відповідь

    Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

    Щоб додати фото у коментар, необхідно в текст вставити ссилку на фото.

    Як вигадують кримінальні справи

    Останні новини