Лікнеп від ЧТ. Як працює революція
Друкуємо просвітницькі статті про людське суспільство, як воно влаштовано. Тому що у нас це знає кожен. Наше завдання – їх розчарувати. Текст розрахований на дочитування до кінця. Цього разу з ЖЖ merera
И по доброте ты станешь раздавать земли своим сподвижникам, а на что сподвижникам земли без крепостных? И завертится колесо в обратную сторону…
“Трудно быть богом”
Началось всё беседой с Юки. “А у вас в школах есть советы классов?” спросил он. Японцы все очень любопытные и часто задают вопросы, а Юки в школе был президентом класса. “Ага, есть, но это потёмкинская деревня,” говорю. “Что это — потёмкинская деревня?” не понял он. Я объяснил: “Совет ничего не делает, а кто будет старостой — решает классная, дети просто поднимают руки”. “О, а как же у вас тогда дети учатся голосовать и управлять?” недоуменно спросил Юки.
Хорошо, что возраст позволяет мне многозначительно промолчать. Я промолчал. Но в самом деле, а как? Да и надо ли? Много лет же приходили-слушали-единогласно-разошлись. Ну, иногда на собрании кооператива сидишь такой, в уголке, и вспоминаешь фильм “Гараж”. Взрослые вроде люди, а ведут себя… Как кто? Дети? Нет, дети добрее. Как дикари.
Или вот Татьяна Монтян пишет “занимайтесь организацией институций, учитесь управлять”. И добавляет, что это долгая работа, что победить номенклатуру в стране может только другая организация и что это займёт много лет. А у меня перед глазами фантастически быстрая самоорганизация Майдана, появление финансовой службы, снабжения, патрулей, отрядов самообороны, разведки… Ну вот же она: институция, родившаяся за два месяца, зубастая и крепкая. Зачем работать много лет — стройсь, кроком руш, панду геть и всё!
То, что я напишу дальше, будет сказано от чистого сердца и с огромным уважением к людям отдавшим и отдающим своё здоровье и жизнь на Майдане за правду и справедливость. Сейчас они все делают огромной важности дело освобождения страны от шайки злых насильников, мошенников и воров. Но.
Многие косвенные признаки и прямые свидетельства говорят мне, что построенная на Майдане организация является младшей родной сестрой панды, что она уже поделилась на номенклатуру и плебеев, в ней работает принцип “своим всё, чужим закон” и силовой блок не гнушается террором. Объективно: выковалась военизированная организация ленинского типа и только такая организация может сейчас панду свалить. Кто надеется на добровольный уход Золотого Унитаза — наивные чукотские девочки, кто ждёт решительности от “тритушки” — пересмотрите борьбу нанайских мальчиков. Развитие Майдана в партию большевиков совершенно закономерно и логично.
Номенклатура живуча и многоглава, стоит помнить. Успех революции может поменять фамилии и названия министерств и оффшоров, но номенклатурное неравенство, беспредельная логика опричников, лишение граждан собственности на землю — будут очень стараться остаться. И у победителя появится огромное искушение сделать парламент “не местом для дискуссий”, благо сила будет позволять. Вероятность возрождения номенклатуры при победе революции завтра — огромна. Это политархия, детка, так-то. И всё же я искренне желаю революции успеха.
Именно о реванше номенклатуры и говорит Монтян, когда призывает не спешить и “строить институции”. Не просто строить, но учиться управлять. Не просто управлять, а выстраивать отношения внутри организаций так, чтобы были услышаны все мнения и чтобы решения принимались большинством, но с учётом прав меньшинства. Majority rule, minority rights. Такая логика совсем непохожа на привычное “единогласно”. И если собрание не слушается — нельзя сказать “караул устал”. Ох, трудная это работа, душить внутреннего Железняка. И тут пора вернуться к моему разговору с Юки.
В итоге я пересилил себя и спросил, как в ихней японской школе учатся управлять и голосовать. Юки дал мне ссылку на американские Robert’s Rules of Order. Эта книжка перевернула моё представление о демократии. Люди, демократия на Западе это не раз в два года прогуляться к избирательной урне. У них там каждый приходской совет, каждое общество филателистов и все советы директоров работают как полноценные парламенты и эта книжка на 200+ страниц это стандартный сборник процедур собраний, которыми они все руководствуются. Сказать, что я был поражён — это ничего не сказать. Там есть даже профессиональные председатели: люди, досконально изучившие сборник, их приглашают вести сложные, конфликтные собрания.
Резюмирую. “Строить институции” это учиться слушать друг друга, учиться соблюдать правила дискуссий и принятия решений. На каждом собрании, в любом авиамодельном кружке и обществе любителей пива. И уж конечно там, где решаются серьёзные денежные вопросы: в ОСББ или собрании кооператива. На изучение этих процедур действительно надо много лет, особенно на выработку привычки добровольно им подчиняться. Но дело стоящее, японцы на себе проверяли.
Коментарі
Тетяна права , що майдан – це майбутня партія
більшовиків. Так легше – ать – два, панду геть, ганьба.
А от вчитися керувати і голосувати – це тяжко і
довго.