Иосиф Зисельс : “Надо договариваться, а не воевать”
“НВ” встречается с Зисельсом в офисе Ассоциации еврейских организаций, расположенном в одном из учебных корпусов Киево-Могилянской академии. Это небольшой блок на несколько кабинетов, на двери в который висит объявление о наборе студентов на специализацию Иудаика. Зисельс радушно приглашает в свой кабинет и, отвлекшись на пару минут, чтобы поздороваться с каждым из своих сотрудников, приглашает к беседе. Текст:
“Украинцы очень рассудительная нация, поэтому и изменения у нас происходят медленно. Майдан два месяца стоял и требовал от власти уступок. Когда я рассказываю об этом во Франции, там удивляются: как, два месяца? Мы бы за две недели все разнесли!
Просто у украинцев другой политический темперамент. Мы движемся в своем темпе, который медленнее, чем у Польши или балтийских стран. Это нужно принять как факт. Проблема еще и в том, что наша идентичность двойственная, а ожидания всегда завышены, поэтому‑то нас и шатает из стороны в сторону. Мы считаем, что, если произошла революция и сменилась власть, все враз изменится, но это не так.
Украина волей судьбы оказалась между европейской демократией и евразийской авторитарной культурой. И важно понять, что, если 20 % населения страны не хотят в Европу, с этим нужно как‑то считаться. Это ведь не прихоть, просто для них Европа чужая. А мы посягаем на их идентичность, хотя вряд ли имеем на это право.
Вспомните, Виктор Янукович хотел посягнуть на наше право быть европейцами — и случился Майдан. То же самое происходит и сейчас. Когда угрожают идентичности, даже среди людей, привыкших к подчинению, возникает огромная энергия сопротивления. Нам нужно договариваться, а не воевать.
Сегодня в стране есть желание побороть коррупцию, но это часть нашей культуры.Коррупция — это часть украинской идентичности. Закон для нас не абсолютен, а его нарушение — не грех, как на Западе. И в этом проявляется восточность нашей культуры — там закон принимается не для того, чтобы его исполнять, а чтобы им пользовался сильнейший.
Мы привыкли так жить, у нас сложилось множество негласных договоров между властью и обществом. Например, что суровость закона компенсируется его неисполнением. Что при низких уровнях зарплат власть закрывает глаза на то, что мы воруем, а народ закрывает глаза на то, что ворует власть. В пространстве, где нет закона с большой буквы, человек любое препятствие воспринимает как вызов, задачу для решения — вот такие препоны мне поставили, но я все равно найду, как их обойти.
Поэтому говорить, мол, давайте бороться с коррупцией, когда многие из нас продолжают воровать — бессмысленно. Нужно признать существование этих негласных договоров и пересмотреть их. Борьба общества с коррупцией должна быть борьбой с самими собой.
Именно сейчас украинские евреи начали осознавать себя евреями Украины. В Европе это произошло еще в конце XIX века. Во Франции именно тогда евреи получили равные права с французами и называли себя французами Моисеева закона. У нас этот процесс происходит только сейчас.
Евреи Украины принимали очень активное участие в Майдане. Активнее были, пожалуй, только крымские татары. И украинцы оценили это — согласно последним социологическим исследованиям, за год отношение к евреям и крымским татарам в стране значительно улучшилось.
Мы не считаем, сколько евреев было на Майдане, но знаем, что многие из них затем пошли на фронт. Самое парадоксальное — часть из них воюет в батальоне Азов, рядом с радикальными националистами. Кроме того, на востоке страны воюют и ребята с израильскими паспортами. Это добровольцы, которые обучают наших солдат. Израиль уже почти 100 лет воюет, и опыт — это самое важное, что он может передать Украине.
Израиль не помогает Украине официально, потому что очень зациклен на собственной безопасности. В 2008 году, во время войны в Грузии, Израиль помогал оснащать грузинские системы ПВО. Тогда Грузия сбила три российских самолета, и Израиль получил предупреждение от России: если он будет продолжать помогать Грузии, Иран получит атомную бомбу, а в Сирии будут стоять российские ракеты С-300.
Но при этом Израиль — демократическая страна, и давление общества нельзя не учитывать. Большая часть израильтян — люди с демократическими ценностями, и они сочувствуют Украине.
Украинцам не стоит сильно рассчитывать на поддержку ЕС в борьбе с Россией — меньше будет разочарований. Сейчас во многих странах ЕС предвыборный период. Поддержать Украину, ввести дополнительные санкции в отношении России для них означает понизить уровень благосостояния своих стран и подвергнуть свои шансы на победу серьезному риску. Помочь может разве что опосредованное давление на Европу со стороны США и Канады.
Это очень похоже на то, что происходило в 1930‑е. Германия исправно платила за нефть и металл, и все хотели с ней торговать. Никто не хотел видеть в ней монстра, предпочитая думать, что Германия будет воевать не с ними, а с их конкурентами. Через восемь лет за эти заблуждения пришлось заплатить громадную цену.
Мы больше не мирная страна и еще долго ею не будем. Нам нужно привыкнуть воевать с минимальными потерями, рассчитывать только на свои силы, защищать своих людей, перестраивать экономику на военные рельсы и не прятать голову в песок. У России тоже нет другого выхода, кроме как воевать с Украиной. Они понимают, что с этим правительством и с этим обществом договориться уже невозможно.
На что‑то рассчитывать мы можем, только если дезинтеграционные процессы в России примут интенсивный характер. Однако никто в мире в этом не заинтересован. Что значит разваливающаяся Россия? Огромные обломки страны, вооруженные ядерным оружием. Путин, несмотря на наши проклятия, все же контролирует эту страну. Если бы еще к нам не лез, цены бы ему не было. Но он не может не лезть, такова логика империи — ее смысл в расширении.
Я не верю в возможность демократизации России. Я два года провел в лагерях на Урале, более года прожил в Москве. Россия в нынешних границах никогда не станет европейской страной. Нет критической массы людей, которые могут изменить судьбу России. К тому же не должны все страны мира быть европейскими. Мир держится на балансе. А кто европейский мир будет уравновешивать, Китай? Любая демократизация России приведет к ее распаду, а это ужасное будущее с непредсказуемыми последствиями.
Коментарі
“Сегодня в стране есть желание побороть коррупцию, но это часть нашей культуры.Коррупция — это часть украинской идентичности. Закон для нас не абсолютен, а его нарушение — не грех, как на Западе. И в этом проявляется восточность нашей культуры — там закон принимается не для того, чтобы его исполнять, а чтобы им пользовался сильнейший.” –
ужасные, отвратительные слова!!! Коррупция – это ржавчина, разъевшая наше государство, абсолютно аморальное явление!
Да пусть Зисельс будет хоть трижды диссидент и великомученик, не всё, что он глаголет истина в последней инстанции!
“Нам нужно договариваться, а не воевать.” – слова вроде правильные, но не конкретные. С кем договариваться? Если бы проблема была только в “жителях Донбасса” – тогда да, действительно, ТОЛЬКО договариваться, а не воевать.
Но есть ещё участники, например, Россия. Договариваться с Россией – это выполнить её условия и никак иначе. Как вы себе представляете что Россия, ввалив за 10 лет столько бабла, военной техники, человеческого ресурса пойдёт на попятую?
Хотим “Приднестровье” на Юго-Востоке? “Серую зону”, при этом, за наш счёт?
С кем договариваться? О чём?
Другой вопрос, КАК ведёт войну наше верховное руководство! Вот это, действительно, УЖАС! Бездарное руководство, превратившее наших военных в пушечное мясо, все эти “котлы”… – это преступление против своего народа!
Да, Зисельс просто реалист. Вот и вся тайна отвратительных слов. Пока люди ценят бабло,- будет коррупция. Главное, чтоб они чужую жизнь ценили, а не жопу нею вытирали – как сейчас
Всё правильно про коррупцию, как часть украинской идентичности, сказал Зисельс. Недавно по ТВ показали молодую женщину – типичную гражданку страны, которой на улице задали вопрос насчет коррупции и взяток. Она отвечает, что, конечно, против этого, но добавила при этом, что так в этой стране гораздо легче решать какие-либо вопросы и проблемы, нежели по-закону. Это и есть правда нашей жизни, о которой говорит Зисельс.
Вы пишите «Договариваться с Россией – это выполнить её условия и никак иначе. Как вы себе представляете что Россия, ввалив за 10 лет столько бабла, военной техники, человеческого ресурса пойдёт на попятную?» ————- У вас, вероятно паранойя, про какие 10 лет вы говорите, про какую попятную, куда РФ «ввалила столько бабла» – в ваше образование и развитие вашего остро-аналитического мышления?
Вы пишите «С кем договариваться? О чём?»————– Вас бы в президенты Украины, вы бы за полдня все проблемы страны разрулили бы. Кстати, может вы в угаре антироссийской судорожной истерии не заметили, что насчет того, чтобы договариваться с Захарченко и К. говорили, например, первый зам Коломойского – Корбан, и Виктор Балога говорил про цивилизованный развод с Донбассом, также премьер и глава МИД Италии говорили про автономию этого региона. Это в качестве справки.
Вы пишите «Хотим “Приднестровье” на Юго-Востоке? “Серую зону”, при этом, за наш счёт?» ———— А оно уже давно так и есть, и это надо менять, для всех. Только вы немного попутали: пенсии на территории Украины – на той части Донбасса – выплачивает именно РФ. И что бы это означало в контексте постоянных заявлений руководства страны про невероятное желание вернуть эти территории?
Вы пишите «Другой вопрос, КАК ведёт войну наше верховное руководство! Вот это, действительно, УЖАС! Бездарное руководство, превратившее наших военных в пушечное мясо, все эти “котлы”… – это преступление против своего народа!» ————- Не такое уж оно бездарное, учитывая материальное положение всех членов этого руководства и членов их семей. Просто не про то, что вам надо, они думают, и на своих тупых избирателей этим членам хочется смачно какать с детской горки.
васлиса-елена, я понял вашу проблему: вы – настолько манипулятивный человек, что даже не замечаете такую формулу в вашей голове: когда вам невыгоден закон – вы за то, чтоб наплевать на него, а когда выгоден – то вы за неукоснительное его соблюдение.
Вы говорите, что коррупция – ужасное явление и т.д. То есть, вы, получается, за закон. А как тогда насчет Майдана-2, он по закону совершил то, что совершил? Может олигархи по закону содержать свои частные мини-армии – добровольческие батальоны, которые периодически блокируются ВСУ? А как насчет 5 млрд. долл., которые гастарбайтеры в прошлом году выслали в Украину, просящей на коленях у Запада по миллиардику? Эта сумма от заробитчан больше, чем все иностранные инвестиции за 2014 г. Если по закону, то надо со всех этих денежных переводов снимать налог – 18% от суммы: такой закон есть, он еще при Янеке был принят. Но он практически не работает, а если бы работал, то гастарбайтеры не вливали бы в экономику страны ежегодно такие суммы. Это было бы лучше? По закону все ура-патритоты, кто 2 мая 2014 г. в Одессе раненых анитимайдановцев-куликовцев, выпрыгивавших из окон горящего здания, добивали бейсбольными битами (есть аматорское видео) должны сидеть в тюрьме, они сидят? Когда в этой стране журналистов садят в СИЗО по надуманным делам (Коцаба) и убивают (Бузина) вы не сильно переживаете за закон, и налоги липецкой «Рошен» в бюджет РФ, которые, возможно, идут на оружие для Моторолы, вам не мешают, да и про убитых беркутовцев на Майдане неизвестными снайперами вы не вспоминаете. Вас это устривает. Но когда все кричат, почему до сих пор не посадили беркутовцев, которые стреляли по майдановцам, вы в этом хоре поете первым голосом. Когда надо было посадить Чечетова, в итоге доведенного издевательствами режима до самоубийства, вы за закон. А когда здесь на сайте пишут неугодные вам комменты – вы апеллируете к СБУ, мол куда служба смотрит – ведь писать свое мнение (без призывов к насилию и отделению территорий от такой Украины) – это по-вашему преступление в этой стране. Ничё так моральные принципы и стандартики в вашей головушке.
Прав Зисельс – нам надо рассчитывать только на свои силы, защищать своих людей…